Керамика поражает воображение не только бессчетным числом видов изделий и технологий их изготовления, но не меньше – разнообразием цветовой палитры и ее глубиной. Достичь желаемого керамисту бывает непросто. В отличие от художника, который, смешав краски, получает искомый тон, керамист должен многое просчитать. Ведь его «краски» после высокотемпературного обжига сплавляются, растекаются и взаимодействуют друг с другом самым непостижимым образом, а некоторые и вовсе сгорают без следа. Керамические мастерские поэтому напоминают лаборатории химиков, эксперименты с подбором глазурей длятся всю жизнь, а особо удачные «рецепты» передаются по наследству.
Высокие температуры обжига – уничтожители органики, а потому органические краски (гуашь на клею и меду, темпера на яйце или казеине, масла) для работы с керамикой не годятся. Основа глазури – разнообразные силикаты. Цветовыми пигментами выступают оксиды и соли металлов, а катализатором – высокая температура обжига. По составу глазурь идентична стеклу, отличие лишь в нагреве.
Декорирование керамики – последний аккорд перед тем, как ее увидит мир. Живопись подглазурная (роспись по черепку перед нанесением прозрачной глазури с последующим обжигом) и надглазурная (по обожженной глазури, что требует после этого еще одного обжига), по сырой эмали (акварельная живопись с характерными заплывами пигментами и солями по необожженной глазури), присущая этно-стилю роспись разведенными до пастообразного состояния глинами (ангобами) с цветовыми пигментами – каждый художник находит для себя стиль, перекликающийся с его душой и подвластный его мастерству.
Глазурь может быть разной по химическому составу, способу обжига и плотности. Все это влияет на ее главные критерии – прозрачность, блеск, цвет и эффектарность. Последнее подразумевает всевозможные, порой невероятные получаемые эффекты. Пузырьки воздуха, матирование, люстрирование (металлизированные «вспышки» на покрытии), эффекты велюра или кракле (растрескивание для искусственного старения изделия).
«Жизнь» цвета также напрямую зависит от химического состава пигмента и температуры его термической выдержки. Оксиды, металлы и соли – пигменты, которые могут изменить цвет самой основы. Темно-фиолетовый, до черноты, кобальт становится ярко-синим в сочетании с алюминием, бирюзово-зеленым – с хромом, оливковым — с марганцем.
Есть у керамической глазури и еще одна тайна. Не полностью выгорающие химические элементы в прозрачном покрытии дают калейдоскоп мельчайших преломлений света, близких к параметрам волн зрительного диапазона человеческого глаза. Именно они, в основном, и влияют на восприятие игры света в керамике. И, возможно, поэтому нам так трудно отвести восхищенный взор от 100 оттенков радуги керамических глазурей.
Благодарим специалистов мастерской архитектурной керамики Русская Майолика за предоставленную информацию.
Русская Майолика — изразцы ручной работы
www.russian-mayolica.ru
+7 (495) 997-04-14