Напомним, что в первом чтении наши парламентарии поддержали предложенный правительством проект госбюджета на следующий год 14 ноября. Далее было доработки документа и прописаны там показатели изменились. Так, доходная часть бюджета была увеличена на 36600000000 грн до 913 600 000 000 грн, а расходы — на 40500000000 грн до 988 600 000 000 грн. И теперь показатель дефицита бюджета вырос до 81800000000 грн. Ухудшен прогноз уровня инфляции с 7% (прогноз после первого чтения) до 9%. И здесь понятно, что реальный показатель инфляции может быть другим.
Доходная часть бюджета была увеличена на 36600000000 грн до 913 600 000 000 грн, а расходы — на 40500000000 грн до 988 600 000 000 грн
«В проекте бюджета 2018 между первым и вторым чтением нашлись дополнительно 36 млрд. Грн доходов. За счет чего? Основные изменения за счет пересмотра прогноза инфляции в сторону увеличения (с 7% до 9% на 2018 год, в принципе более реалистичным показателем, учитывая текущие тенденции), более оптимистических ожиданий от налога на прибыль предприятий и доходности государственных предприятий, еще большего трансферта от НБУ, а также от «спецконфискату», который, по большому счету, должен быть одним из источников финансирования дефицита, а не доходной статьей. Если же, например, поступления от «спецконфискату» и от продажи 4G лицензий, которые не являются постоянными по сути, учесть не в доходах, а в источники финансирования дефицита (как бы то ни было по методологии МВФ) — это бюджетный дефицит будет уже не 2 5% ВВП, а 2,8% ВВП. Ли эти изменения реалистичные? Трудно сказать навскидку, а в большинстве случаев аргументов в пользу этих изменений не предоставлено. Расходы выросли на 40 млрд. Грн, в основном дополнительные расходы распределили для субвенций местным бюджетам (для реализации медицинской и образовательной реформ), социальное обеспечение (в т.ч. субсидии ЖКХ), экономическую деятельность, а также по направлению оборона и общественный порядок » , — отмечает в колонке на сайте «Новое время» старший экономист Центра экономической стратегии Ирина Пионтковская.
В бюджете-2018 заложен курс 29,3 гривны за доллар. Рост ВВП в течение следующего года прогнозируется на 3%. Такой же показатель закладывался в бюджет-2017, но в начале декабря этого года в правительстве признали, что реальный рост ВВП составил около 2%. Общий объем государственного долга, согласно бюджету-2018, составит 1999000000000 гривен. А это 60% ВВП. На этот год госдолг был на уровне 63% ВВП.
В бюджете-2018 заложен курс 29,3 гривны за доллар
«Проблема государственного долга, такое впечатление, что вообще не стоит на повестке дня депутатов, но уже в 2019 году нам придется рассчитываться с кредиторами и платить весьма значительные суммы. Поэтому нам так важно продолжение сотрудничества с МВФ. МВФ требует двух основных вещей: чтобы дефицит не превышал согласованный программой показатель (на данный момент это 2,5% ВВП). Для этого не просто нужно, чтобы в законе о бюджете фигурировала именно такая цифра дефицита, а чтобы и доходы, и расходы бюджета были реалистичными и обоснованными. И с одним, и с другим еще могут возникнуть вопросы «, — отмечает Ирина Пионтковская.
Продолжение сотрудничества с МВФ будет зависеть не только от реалистичности государственного бюджета. На фоне последних скандалов с наступлением нашей власти на антикоррупционные органы от наших западных партнеров звучали однозначные заявления — если свертывания антикоррупционной реформы, то не будет никакой финансовой помощи Украине. От украинской власти ждут, в частности, создание независимого антикоррупционного суда.